среда, 13 ноября 2013 г.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми!

Ох, как часто я осекаюсь, когда смотрю, как ровесники Тёмы или даже детки помладше уже умеют то, что моему ребёнку ну никак не даётся. "У Светы в 4,5 месяца сын уже сам встаёт в кроватке! У Лены дочь ползает по всей квартире с 5-ти! А мой вот, ленивец, в свои 6 месяцев только на четвереньки научился вставать, а должен..." Да никому он ничего не должен. Мамы! Всему своё время.
Я не очень люблю русских авторов всевозможных пособий и руководств по воспитанию и развитию детей. В большинстве своём это либо что-то актуальное для советского времени, либо что-то верное и важное, но заглушенное водой, на которую нет времени. Поэтому я уже несколько лет хожу в библиотеку, где всегда находится что-то интересное, в том числе и про воспитание.

Сейчас я читаю отличную книгу "Common Sense Parenting of Toddlers and Preschoolers" by Bridget A.Barnes and Steven M.York, в которой почти целая глава посвящена рассуждениям о том, почему нельзя сравнивать детей. Общая мысль очевидна: каждый ребёнок индивидуален. Ок, но как быть с таблицами, которым должен соответствовать мой ребёнок на приёме у педиатра/невролога и других специалистов? В конце концов, показатели развития, которые достигаются ребёнком в том или ином возрасте, тоже не с потолка взяты?! Всё так, но важно понимать, что показатели - это всего лишь усреднённые данные, которым конкретно ваш ребенок соответствовать не должен. В книге даётся отличный пример: как правило, дети делают первые шаги примерно в 11 месяцев, но многие дети и в полтора года ещё не ходят, а кто-то оказался ранней пташкой и пошёл в 9 месяцев. 
В этой главе мне особенно понравилась мысль о том, что не стоит думать, что ребёнок отстаёт в развитии, пока не пройдёт 6 месяцев (!) от средних цифр. Иными словами, если ваша дочурка не переворачивается на спинку/животик в 4 месяца - дайте малышке полгода. Лично я считаю полгода слишком огромным сроком, а вот пара месяцев у ребёнка есть наверняка. Тем не менее, мысль о том, что на Западе критерии шире, очень успокаивает. Просто удивительно, как меняются эти маленькие люди буквально за неделю. Каждый день они учатся чем-то новому и растут на глазах.
Конечно же, если у вас есть аргументированные подозрения, предположения или опасения - обязательно консультируйтесь со своим педиатром. Но только не сравнивайте. Природу не обмануть.

  
При копировании материала активная ссылка на блог или группу вконтактеобязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий